Что такое евхаристия?
Знаешь ли ты ответ на вопрос: Что такое евхаристия? Некоторые люди не знают, что такое евхаристия. Но причастие или евхаристия, это заповедь Христа. Он сказал, чтобы все верующие в Него (верующие по жизни, а не на словах) могли участвовать в ней.
Причастие — своеобразная «инсценировка» того, что произошло в тот момент, когда человек попросил прощения и поверил, что Иисус оплатил все его грехи.
Хлеб, который принимают верующие, это символ Тела Христова, которое было мучимо за наши грехи. Принимая хлеб, верующий человек ассоциирует себя с Иисусом. В принципе, каждый из нас должен был бы быть на месте Христа и сам нести наказание за свои грехи. Но получилось иначе, – Иисус умер вместо нас! И потому, принимая хлеб, я как бы говорю: «Во Христе все мои грехи и вся моя греховная жизнь были распяты и оплачены сполна».
Вино – это символ крови Христовой. Библия говорит: «Без пролития крови не бывает прощения» (Евр.9:22) Благодаря крови, пролитой Иисусом, стало возможно прощение всех грехов, в том числе моих и твоих. Принимая вино, я точно так же, как и в первом случае, ассоциирую себя с Христом, тем самым говоря: «Моя кровь должна была пролиться, чтобы оплатить грех… Но Иисус сделал это вместо меня, таким образом, я свободен и прощен »… Подробнее о значении жертвы Христа можно прочитать здесь.
Словом, Бог, зная способность человека забывать, оставил эту заповедь, чтобы человек помнил, какой дорогой ценой досталось ему прощение каждого греха, и не относился легкомысленно к грехам…
Воспоминание Христовых страданий – всегда было важной частью христианства. Все, кто любят Иисуса Христа, никогда не могут обойти этот поворотный пункт истории, когда Иисус Христос на кресте приносит жертву за нас с Вами для того, чтобы даровать нам жизнь. Когда мы подходим к причастию, мы приходим с определенным ожиданием и настроем, хотим получить благословения от Бога. Вечеря Господня – это не просто какая-то мистическая церемония, через которую мы особым образом получаем благодать Божью.
Многие люди, в том числе католики, православные и многие другие, думают, что после того, как мы прикоснемся к вину и хлебу, после того, как они попадают в нас – мы получим особую благодать, которая сделает нас более святыми и т.п. Вечеря Господня – это важный момент в нашей жизни, но, тем не менее, он не имеет ничего общего с мистикой. Я хотел бы, чтобы мы вместе с Вами могли поразмышлять над текстом 1Кор.11гл.
Послание к Коринфянам расположено почти в конце Евангелия, и многие думают, что Павел писал это послание, основываясь на том, что уже до него написали ученики в Евангелиях. На самом деле, по известным историческим данным, 1 послание Коринфской церкви было написано в числе первых книг Нового Завета до того, как были написаны Евангелия.
«Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром». (1Кор.11:23-32)
По всей видимости, Павел уже раньше рассказывал Коринфянам, как проводить вечерю Господню. И здесь он снова напоминает «То, что и вам передал…» т.е. сейчас он только напоминает то, что было ранее передано.
Если мы посмотрим с 26 текста, то можем обратить внимание на то, что здесь говорится о двух элементах.
1. В чем важность и ценность вечери
2. Как подходить к вечере Господней, чтобы она стала благословением.
Апостол Павел говорит: Если Вы хотите, чтобы вечеря принесла в вашу жизнь благословения, – Вам нужно обратить внимание на то, что я сейчас скажу.
1. Ценность вечери Господней.
С самого начала Апостол объясняет, что такое вечеря Господня или Евхаристия.
«Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей, и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет».
Обратите внимание: мы призваны не для того, чтобы возвещать силу, власть, могущество и красоту Христа, – христиане призваны возвещать смерть Господню! Что это значит?
Дело в том, что все мы находились в таком положении, что нас невозможно было спасти другим способом, кроме заместительной смерти. Т.е. кто-то должен был умереть вместо нас, – отдать жизнь за нашу жизнь. Следовательно, возвещать смерть Христову – это возвещать искупление Господне.
Принимая вино и хлеб, мы провозглашаем: Да, я достоин был смерти. Я должен был умереть, я должен был понести наказание, но Иисус Христос пришел и взял мое наказание, чтобы я мог жить.
Старое слово «Евхаристия», обозначающее «Вечеря», имеет значение-«Благодарение». Всякий раз, когда мы вспоминаем страдания Христа – мы благодарим Господа.
Многие задают вопрос: А как размышлять? О чем думать? – Ну да, Христа жалко, Прибили ко кресту, терновый венец возложили… Но смысл размышления намного глубже! И первое, что мы должны делать, – это благодарить Иисуса Христа за то, что Он отдал жизнь свою лично за Вас. Не за человечество вообще, не за всех грешников, – но за вас лично!
Библия говорит: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились». (1Пет.2:24)
Иисус Христос видит нас погибающими. Но Он приходит, отдает Свою жизнь за тебя и меня и говорит: Ты оправдан! Он пригвоздил наш грех на крест, чтобы сделать нас праведными.
2. Ответственность участвующего в вечере Господней
«Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.»
Страдания Иисуса Христа слишком серьезны, чтобы к ним относится легкомысленно. Коринфяне использовали вечерю Господню, чтобы возвыситься друг перед другом, чтобы подчеркнуть, кто выше, а кто ниже. И Апостол пишет это письмо, чтобы навести порядок. Он говорит: «Если вы, подходя к вечере Господней, будете иметь в сердце неправильное настроение, будете вкушать недостойно, – то будете виновны».
- Что значит виновным?
Плохо быть виновным в чем-либо перед государством. Очень тяжело жить и знать, что за тобой что-то есть, ждать, когда за тобой придут. Но государство может не заметить, кого-то можно подкупить, можно выйти сухим из воды… Но в вопросе с Богом такой вариант не пройдет! Всякий раз, когда мы участвуем в вечере Господней недостойно, – мы не останемся без вины, и будем нести последствия неправильного отношения.
Некоторые думают, что последствия – это значит, что если я сейчас выйду на улицу, мне может кирпич на голову упасть. Может быть… Но здесь не имеется в виду, что в нашей жизни сверхъестественным образом появятся неудачи одна за одной.
Дело в том, что когда человек неправильно подходит к вечере и не ценит жертву Христа, – у него нарушается восприятие всего остального: жизни, отношений, поступков и т.п. В результате человек начинает принимать неправильные решения, и последствием этих решений будет боль и разочарование.
«От того многие из вас немощны и больны и немало умирает». Это действие Господне против тех, кто делает зло. Ниже мысль продолжается: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем»
Человек, который знает жертву Христа, имеет знак перед собой, но вместе с этим он игнорирует ее в сердце своем, – виновен, и пьет осуждение себе.
3. Условия принятия Вечери Господней
Что нужно делать, чтобы наше участие было достойным? Как нам подготовить себя к участию в заповеди? Как не попасть в категорию виновных?
1. Проверяйте себя
«Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей».
Если мы хотим достойно участвовать в вечере, нам нужно проверять себя. Что это значит? Это значит, что нужно посмотреть на себя реально. Посмотрите, кто Вы есть на самом деле. Проанализируйте мысли, мотивы, отношения, эмоции, слова, поступки. Это поможет увидеть то, кто вы есть на самом деле.
Мы все страдаем лицемерием. Каждый человек — мастер лицемерия. Уже в детстве ребенок знает, как себя нужно повести, чтобы папа и мама его не наказали. Это делается не из осознания своих ошибок, а из желания избежать последствий ошибок, или, наоборот, чтобы что-то получить из желаемого.
Когда дети вырастают, они научаются лицемерить уже на более высоком уровне, причем настолько искусно, что умудряемся обмануть самих себя. Мы сами начинаем верить в справедливость своих лицемерных действий. Мы уже видим в себе не тех, кем мы являемся, а тех, кого мы хотели бы видеть. Всем хочется приукрасить себя.
Но когда мы стоим перед вечерей Господней, Бог призывает нас посмотреть на себя реально и увидеть себя такими, какие мы есть на самом деле. Это — в наших интересах!
Когда человек приходит к врачу, в его интересах рассказать обо всех симптомах заболевания, потому что именно они помогут врачу точно поставить диагноз. Но если человек что-то утаивает («Неудобно как-то…») – он сам себя обрекает.
Пророк Исайя говорит: «Послушайте Меня, стремящиеся к правде, ищущие Господа! Взгляните на скалу, из которой вы иссечены, в глубину рва, из которого вы извлечены». (Ис.51:1) Мы очень быстро забываем, кто мы есть на самом деле. Нам очень скоро начинает казаться, что мы чего-то стоим, и что-то из себя представляем.
Павел говорил: «Я первый грешник!» А когда мы подходим к вечере Господней,- какие мы? Что в нашем сердце? Искренни ли мы перед собой и перед Богом?
«Да, Господи, я грешник, но, слава Богу, не такой, как тот, кто рядом со мной сидит. Я грешник, но все-таки гораздо лучше Гитлера», – это неправильный взгляд на себя. Подходя с таким взглядом, мы лишаем себя благословения.
- Почему?
- Потому что для того, чтобы понять нужду в Спасителе, нужно понять степень своей греховности.
Насколько мы осознаем себя грешниками,- настолько получим и благодати от Бога. Бог не даст человеку ничего, если он не нуждается в Его благословениях.
Люди часто приходят в церковь со своим хорошим поведением, духовностью, репутацией и т.п. И они думают, что это что-то значит… Но Библия говорит, если вы хотите достойно участвовать в причастии, нужно научиться испытывать себя и видеть реальность.
4. Рассуждайте о Теле Господнем
После того, как мы увидели себя без прикрас, Библия предлагает нам сравнить себя с Божьей чистотой, Его святостью и непорочностью. И увидеть разницу.
Если устроить соревнование «Кто перепрыгнет океан», – это будет самое бессмысленное занятие, которое когда-либо было. Кто-то прыгнет на 5 метров и 20 см., кто-то чуть больше, но это ничто по сравнению с величиной океана.
Это то, какими мы должны себя увидеть, придя к Богу.
Мы очень любим сравнивать себя с теми, чьи фотографии висят на доске «Их разыскивает милиция». И на их фоне мы выглядим ангелами. Многим нравится мерить себя такой меркой. Но Бог призывает рассуждать о Теле Господнем, сравнить себя с Ним, и увидеть свое ничтожество.
- Осуждайте себя.
«От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром»
Если послушать поссорившихся людей, то практически всегда можно услышать от обоих: «Он виноват!!!» «А сколько твоей вины?» «Ну, наверно, 2%…» Люди не хотят брать на себя ответственность. Адам переложил ответственность на Еву. Ева переложила ответственность на змея…
Мы все страдаем от того, что судим других, и от этого не имеем благословения.
Если у вас трудности и сложности, – посмотрите на себя реально!
Осуждать себя, это значит взять на себя ответственность за содеянное, быть готовым отвечать за свои поступки. Люди изобретают всевозможные способы, чтобы оправдать себя. Иисус Христос говорит: чем скорей ты скажешь: «Я виноват, я согрешил», — тем скорее получишь прощение и благословение! К нежеланию осудить себя относится ропот на судьбу, недовольство, непрощение, обиды, натянутые взаимоотношения и т.п.
Если вы хотите избавиться от этого, – вспоминайте страдания Христа, проверяйте, рассуждайте, судите сами себя.
«Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней».
Надеюсь, эти слова помогут понять, что такое Евхаристия, и останутся в нашей памяти, чтобы мы могли всегда думать о них и применять в жизни.
(В тексте использованы фрагменты проповеди пастора Алексея Коломейцева)