Планирование семьи?
Как Бог смотрит на планирование семьи? Знаешь ли ты ответ на этот вопрос? Вопрос деторождения — один из тех, который вызывает много споров среди христиан в последнее время. Причина этого, в том, что Библия не представляет детального учения на эту тему. Ни сторонники регулирования деторождения (в данном случае речь идёт о предупреждении беременности), ни его противники не могут обратиться к Библейским текстам, которые бы напрямую подтвердили верность их позиций. Библия вообще не рассматривает этот вопрос. Поэтому, в большинстве случаев в спорах на эту тему оппоненты пытаются найти Библейскую поддержку, вырывая места Писания из их контекста, вкладывая, таким образом, в них, смысл которого они не имеют. (Например, противники предупреждения беременности часто цитируют Быт 1:28 где сказано: «плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю…» как основание своей позиции. В действительности же, этот текст представляет собой общее повеление Божье об одной из целей сотворения человека, и абсолютно ничего не говорит о том можно или нельзя планировать деторождение).
В подобных ситуациях, когда нет прямого Библейского учения на какую-либо тему, подход к ней определяется тщательный анализом других текстов Писания освещающих общие принципы, которые могут оказать влияние на решение исследуемого вопроса. В ситуации с деторождением Библия представляет несколько важных принципов определённо влияющих на решение этого вопроса:
1. Прежде всего, важно понять, что Библия говорит о рождении детей как о благословении, приводя для этого следующие причины:
a. Первая причина — Ответственность за детей, лежащая на родителях в наибольшей степени даёт им возможность выполнить своё предназначение — мудро владычествовать и управлять творением (Быт 1:28). Бог даёт детей родителям для того, чтобы в то время когда их дети полностью зависят от них, родители могли сформировать правильное направление в их жизни (Втор. 6:4-7). Ни в какой другой ситуации человек не может реализовать это, данное Богом поручение в такой же степени как в ситуации правильного подхода к воспитанию своих детей.
b. Вторая причина — Дети являются радостью и утешением для родителей, тогда когда они стареют (Пс. 126:3-5). В древние времена, дети были единственным источником поддержки для престарелых родителей. Поэтому наличие или отсутствие детей считалось соответственно благословением или проклятием. И сегодня, не смотря на развитие системы социального обеспечения во многих странах мира, наличие хорошо воспитанных детей продолжает быть огромным утешением и радостью для родителей, особенно в годы их старости.
c. Третья причина — Посредством рождения и воспитания детей в духе поклонения Богу родители имеют возможность в большей степени выполнять Великое Поручение, приводя своих детей к личному знанию Спасителя Христа (2 Тим 2:15, Еф 6:4).
2. В тоже время, Библия ясно говорит, что дети являются благословением только в тех случаях, когда родители их правильно воспитывают (Притчи 10:1; 17:25). В противном случае дети приносят не благословение и радость, а проклятие и боль своим родителям. Другими словами, рождая детей, родители берут на себя ответственность заботиться об их физическом и духовном развитии. В тех случаях, когда родители не в состоянии этого сделать, они подвергаются осуждению Библии и общества (Например, во многих странах не рекомендуют или даже запрещают законом вступать в брак в подростковом возрасте. Хотя физически подростки могут произвести на свет ребёнка, психологически, морально и духовно они не в состоянии его вырастить и правильно воспитать). С духовной точки зрения можно сказать, что родители, родившие детей и приведшие их к Христу, пополняют царствие Божие, в то время как родители, родившие детей и не воспитавшие их в духе поклонения Христу, пополняют ад.
Таким образом, из вышеизложенных принципов ясно, что в вопросе рождения детей родители обязаны учитывать наличие баланса между благословением иметь детей и ответственностью их воспитывать. Библейское отношение к вопросу рождения детей можно обобщить следующей фразой — родители должны иметь как можно больше детей, при условии, что они будут способны уделить им достаточно времени, сил и внимания, чтобы правильно их воспитать.
Другими словами, вышеприведённые Библейские принципы возлагают ответственность за рождение и воспитание детей на родителей. В связи с этим, муж и жена, понимая эту ответственность должны друг с другом пред Богом, решить вопрос, сколько и в какое время они хотели бы иметь детей, имея при этом возможность, верно исполнять свою обязанность по отношению их воспитания.
Кроме вопроса ответственности в вопросе воспитания детей, Библия содержит в себе ещё один принцип неразрывно связанный с обсуждаемой темой. Этот принцип касается роли сексуальных отношений между мужем и женой. Библия ясно говорит, что сексуальные взаимоотношения даны супругам для двух целей — (1) для произведения потомства (Быт 1:28), (2)а также для интимного общения между собою (Притчи 5:18-19; 1 Кор 7:1-5). О первой цели уже было сказано выше, теперь необходимо коснуться того, что говорит Библия о второй. Из текста в 1 Кор 7:1-5 видно, Бог поощряет интимную близость между супругами как дар, данный им для взаимного служения друг другу. Более того, этот текст учит, что приносить друг другу радость в интимном общении является не только правом, но и обязанностью мужа по отношению к жене, также как и обязанностью жены по отношению к мужу. Теоретически, каждая интимная близость между супругами может окончиться зачатием ребёнка. Вместе с тем, как было рассмотрено выше, муж и жена имеют ограниченные возможности для того, чтобы рожать (по причине здоровья жены) и воспитывать детей (по причине ограниченности в духовных и материальных возможностях жены и мужа). Из этих принципов логично сделать вывод, что муж и жена могут предпринимать определённые меры, предупреждающие зачатие для того, чтобы сохранить возможность исполнения своей интимной обязанности по отношению друг к другу в тот период, когда они не в состоянии родить или вырастить ещё одного ребёнка. По поводу конкретных мер применяемых для этой цели очень важно отметить, что речь может идти только о предупреждении, а не о прерывании беременности. Намеренное прерывание беременности (аборт или любые средства абортирующего действия, разрушающие уже соединившиеся клетки), в какой бы форме оно не выражалось, Библия рассматривает как убийство.
Алексей Коломейцев